Системная аналитикаСистемный аналитик

Опишите процесс выявления и формализации пользовательских сценариев (user stories) для комплексной системы: какие есть подводные камни и как их избежать?

Проходите собеседования с ИИ помощником Hintsage

Ответ

Процесс выявления и формализации пользовательских сценариев (user stories) включает:

  • Проведение интервью с пользователями (не только с бизнесом, но и с будущими конечными пользователями)

  • Анализ существующих процессов и "болевых точек" пользователя

  • Описание user stories в формате:

    Как [роль] я хочу [цель], чтобы [бизнес-ценность]
    
  • Обсуждение и уточнение user stories через совместные сессии с бизнесом и IT (workshops)

  • Уточнение acceptance criteria, чтобы сценарии были тестируемы и реализуемы

Подводные камни:

  • Сценарии пишут только "под бизнес" — в итоге реальные юзеры недовольны
  • Слишком общие описания, не дающие понять, какие задачи решает функция
  • Нет единого стандарта описания, stories превращаются в разнородный список пожеланий

Чтобы этого избежать:

  • Вовлекать представителей всех значимых пользовательских ролей
  • Проверять сценарии на конкретность и «выполнимость»
  • Использовать шаблоны и чек-листы для описания и валидирования user stories

Ситуация из жизни

В проекте автоматизации электронного архива возникла проблема — бизнес подготовил перечень user stories, но ни одна не была согласована с рядовыми сотрудниками архива. В результате архитектура не позволяла работать без наличия постоянного онлайн-доступа к всем справочникам — что было невозможно на старых рабочих местах.

Рассматривали:

  • Сосредоточиться на "золотой" бизнес-версии: быстро, но игнорирует операционные ограничения
  • Организовать рабочие группы для сбора реальных кейсов: дольше, но качественнее

Выбрали второй путь. После дополнительных интервью появилось 5 новых ключевых сценариев, которые позволили сделать систему пригодной для реальной эксплуатации.

О чем забывают кандидаты


Как проверить полноту набора user stories?

Ответ: Провести кросс-ревью между ролями, покрыть юзер-сториз end-to-end сценариями, использовать карты путешествий пользователя (customer journey maps).


Что делать, если некоторые stories противоречат друг другу?

Ответ: Выявить источники противоречия (разные роли, разные варианты одного процесса), провести согласование с бизнесом и командой, оформить альтернативные сценарии или установить правила приоритезации.


Как находить "скрытые" сценарии, которые пользователи не осознают?

Ответ: Анализировать логи текущих систем, наблюдать за реальной работой пользователей, проводить интервью по принципу "день из жизни пользователя".